Существовавшая после Первой мировой войны общая концепция сбора информации для правительства основную роль в этом процессе отводила дипломатам, на разведку же возлагалось лишь добывание недоступных для открытого изучения материалов. Отсюда вытекал уже упомянутый принцип "третьей страны", то есть категорический запрет на проведение резидентурами оперативных мероприятий против страны своего пребывания. Во избежание риска компрометации дипломатов, предоставление разведчикам дипломатического прикрытия исключалось, что создавало для работы СИС практически непреодолимые препятствия. Однако Камминг сумел разрешить это, казалось бы, тупиковое противоречие и предложил компромиссный вариант, использовавшийся в дальнейшем еще десятки лет. В составе Форин офис было образовано Управление паспортного контроля (ПКД), которому, в свою очередь, подчинялись открытые в странах мира соответствующие бюро (ПКО). Сотрудники ПКД не имели дипломатического статуса, но считались персоналом МИД, для них даже были установлены специфические ранги, дававшие возможность карьерного продвижения:
- старший паспортный офицер;
- офицер паспортного контроля;
- помощник офицера паспортного контроля;
- контролер;
- технические работники (клерки, переводчики, секретари и письмоводители).
На все эти должности назначались разведчики, официально переводившиеся на службу в ПКД. Следует отметить, что Камминг во многом обманулся в своих ожиданиях, поскольку Форин офис отказался рассматривать систему паспортного контроля как нечто совершенно ему не подчиненное. МИД активно вмешивался в вопросы открытия и закрытия бюро, перемещения сотрудников-разведчиков и создавал этим немало проблем для их основной работы. Кроме того, функции ПКО по прикрытию отнюдь не являлись синекурой. На офицеров возлагались конкретные и весьма трудоемкие обязанности по работе с паспортами и визами, выполнение которых нередко полностью поглощало их время и не оставляло возможности заняться оперативной деятельностью. Зато консульские и прочие сборы частично оставались в распоряжении бюро паспортного контроля и тем самым отчасти сглаживали вечную остроту финансового вопроса. Однако в дальнейшем в ряде случаев это привело к серьезным злоупотреблениям, а однажды, в 1938 году, подобные действия одного из резидентов в конечном итоге привели к крушению всей системы британской разведки на севере континентальной Европы.
Важным годом в истории СИС стал 1919. В этот период кабинет министров и парламент решили пересмотреть ряд сфер государственного управления, в том числе спецслужбы, и приспособить их к изменившимся нуждам мирного времени. В правительстве был образован первый Комитет по секретным службам, одной из официально сформулированных главных задач которого являлась защита интересов разведывательных органов видов вооруженных сил, то есть армии, флота и авиации. С этой целью было принято решение образовать в составе СИС соответствующие секции, равно как и секции, отвечающие за направление дипломатии и экономической войны. Собственно, эта концепция была не нова и просто в несколько измененном виде повторяла частично реализованные в 1917 и 1918 годах идеи Мак-Донаха. Их окончательной реализации помешала обстановка военного времени и нежелание командующих британскими войсками на различных ТВД выпускать из своих рук контроль над агентурной разведкой, но теперь ситуация изменилась. Существенным фактором стало направление на службу в СИС офицеров из трех силовых министерств, которые в определенной степени являлись гарантом внимательного отношения разведки к нуждам армии, авиации и флота. Эта победа военных обернулась их существенным поражением на другом фронте, поскольку ДМИ, НИД и АИ были окончательно лишены права на ведение агентурной разведки. Они несколько отыгрались на другом и получили право поочередно назначать из своей среды каждого нового начальника разведки.
Однако пока у руля СИС продолжал стоять Камминг, и именно ему было суждено завершить начатую в конце войны реорганизацию. Отныне структура центрального аппарата разведки должна была включать два вида секций: оперативные и так называемые "циркуляционные" секции, отвечавшие за рассылку добытой информации. К числу первых относились подразделения, ведающие внешней контрразведкой, кадрами и финансами, к числу вторых - все остальные. Министерства видов вооруженных сил создали в своих разведывательных органах секции связи с СИС, зеркально повторяющие ее структуру в части, их касающейся (правда, министерство авиации задержалось с этим до самого конца 1920-х годов). Возможно, именно по этой причине ряд исследователей утверждает, что военная, авиационная и военно-морская секции СИС фактически не принадлежали ей, а являлись подразделениями разведорганов армии, авиации и флота. В отсутствие документальных подтверждений принять эту точку зрения трудно. Наконец и дипломаты полностью согласились с использованием агентуры для обслуживания их нужд и после отмены в 1917 году запрета СИС на ведение политической разведки, наоборот, настаивали на включении их в систему контроля над ней. В военном министерстве секция связи с разведкой состояла из трех офицеров, одним из которых являлся будущий руководитель СИС Стюарт Грэхем Мензис. Секция связи с СИС в разведке Адмиралтейства именовалась НИД-3 и возглавлялась капитаном 1-го ранга Соммервиллем. Экономическая секция СИС ранее работала в тесном контакте с Секцией экономической разведки кабинета министров. Эта малоизвестная структура еще со времен войны собирала информацию из открытых источников в содружестве с Отделением разведки мировой торговли, впоследствии переформированным в министерство блокады. С окончанием боевых действий все упомянутые органы кабинета министров прекратили свое существование, но образовавшийся после них вакуум просуществовал относительно недолго. Задачи связи с СИС в области экономической разведки принял на себя Департамент заморской торговли кабинета министров, однако правительство на этом не успокоилось. Изменения наступили в 1930 году. Некоторые исследователи считают создание Центра промышленной разведки (ИИЦ) во главе с майором Десмондом Мортоном, наделенным правом прямого доклада главе кабинета, элементом рутинного процесса, другие же полагают, что он возник по причине того, что премьер-министр Рамсей Макдональд отчаялся добиться принципиального улучшения СИС и пошел по параллельному пути. В любом случае, официальное сообщение об этом появилось лишь в 1937 году. Центр являлся структурным подразделением Комитета имперской обороны и должен был вести только информационно-аналитическую работу на основании открытых источников информации: статистических справочников, официальных отчетов и тому подобного. В итоге планировалось создать гигантский банк данных относительно ввоза, вывоза, собственной добычи и производства важнейших видов стратегического сырья по всему миру, дававших возможность прогнозировать намерения и перспективы государств в военной области. Оперативная работа в задачи ИИЦ не входила. В рассматриваемые времена аналитические подразделения еще не получили того развития, которого они достигли позднее, что являлось слабым местом любой, а не только британской спецслужбы. Следует, правда, отметить, что сама концепция разведывательной деятельности в Соединенном Королевстве изначально предполагала проведение информационно-аналитической работы не в добывающем разведданные ведомстве, а у их потребителей, что сразу же исключало из этого процесса СИС. На первый взгляд, исключение составляла внешняя контрразведка, но поскольку спецслужба сама являлась потребителем этой информации, то и это прекрасно вписывалось в общую концепцию. Поэтому идея Макдональда оказалась передовой и здравой, в особенности для Британии, но не принесла результатов, которых могла бы достичь, исключительно по кадровым причинам. Центр промышленной разведки был укомплектован в основном неспособными к восприятию новых методов выходцами из СИС, и ожидаемого прорыва в обработке информации не произошло. Представляют интерес взаимоотношения ИИЦ с пребывавшим в оппозиции Уинстоном Черчиллем. Мортон был его близким другом и крайне огорчался, когда тот в своих парламентских выступлениях опирался на непроверенные данные. Учитывая роль Черчилля в Палате общин, его ошибки могли обойтись Великобритании весьма дорого, поэтому руководитель ИИЦ добился у премьер-министра специального разрешения доводить секретную информацию до сведения не находящегося на государственной службе оппозиционера. Последующие премьеры Болдуин и Чемберлен продолжили эту практику, в результате которой Черчилль познакомился с деталями работы разведки и приобрел к ним непреходящий интерес.
* * *
Продолжение - в полной версии текста.
|