Russian English










LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои META-Ukraine





2. РУМЫНИЯ



    Румыния встретила Вторую мировую войну в далеко не блестящем политическом и экономическом состоянии. Ее экономика испытывала серьезнейшие трудности, весьма усугублявшиеся действиями ближайшего союзника - Германии. Глубоко убежденный в расовой неполноценности румын Гитлер рассматривал их страну лишь в качестве сырьевого придатка и удобного плацдарма для размещения своих вооруженных сил. Такое отношение предопределило заключение 25 марта 1939 года германо-румынского экономического соглашения, согласно которому за выделение займа в 250 миллионов марок немцы получали право создания на территории Румынии совместных предприятий по эксплуатации ее недр. В этом отношении страна была весьма ценной, поскольку располагала вторыми по величине в Европе разведанными запасами нефти, четвертыми - природного газа, а также богатыми месторождениями угля, соли, меди, марганца, золота, серебра и алюминия. Крайне важным для испытывавшей постоянную нехватку продовольствия Германии являлось и сельскохозяйственное производство Румынии. 29 сентября 1939 года Берлин и Бухарест заключили секретное соглашение, согласно которому за передаваемое румынской армии трофейное польское оружие следовало рассчитаться нефтью и лесом на сумму 300 миллионов марок. Заключенный в мае 1940 года "нефтяной пакт" обязывал Бухарест ежемесячно поставлять в рейх 130 тысяч тонн нефти. В это же время Румыния объявила о выходе из Лиги Наций, мобилизовала миллион резервистов и обратилась к Германии с просьбой о помощи в создании укрепленного "Восточного вала". Таким путем король Кароль II и правительство надеялись приобрести защиту от территориальных притязаний, предъявляемых к Румынии практически всеми соседними государствами.


    Однако это не помогло. 26 июня 1940 года Советский Союз потребовал передать ему территории Бессарабии и Северной Буковины общей площадью 50,1 тысячи квадратных километров с населением 3748 тысяч человек. Связанная договором с СССР Германия не вмешивалась в этот спор, и 28 июня Румыния "добровольно" согласилась на передачу указанных земель. Пример оказался заразительным, и 19 - 21 августа Болгария отторгла от нее Южную Добруджу (7,6 тысяч квадратных километров и 378 тысяч человек). На этом процесс не остановился. 30 августа на втором "Венском арбитраже" с участием Германии и Италии было решено передать Венгрии давнюю конфликтную территорию - Северную Трансильванию (42,2 тысячи квадратных километров и 2,6 миллиона человек). Ранее, на первом "Венском арбитраже" 1938 года, Румыния утратила южные районы Словении и Закарпатскую Украину. В результате возникшего в стране политического кризиса Кароль II отрекся от престола в пользу сына Михая и покинул страну, предварительно ограбив свой дворец. В частности, он заменил подлинники картин Рембрандта заранее заготовленными копиями, а все его имущество заняло целый поезд. В Румынии установилась военная диктатура премьера генерала Иона Антонеску, принявшего на себя также титул главы государства, единственным соперником которого являлся вице-премьер и лидер так называемой легионерской партии "Железная гвардия" Хория Сима.


    Эта политическая организация возникла в среде университетского студенчества в 1927 году, до 1930 года носила название "Легиона Михаила Архангела" и была близка к фашизму, но заметно отличалась от него крайней религиозностью легионеров, зачастую граничившей с мистицизмом. Основными соперниками "Железной гвардии" стали военные круги, и в 1939 - 1940 годах между ними установилось шаткое равновесие. Германские спецслужбы всячески поддерживали его, причем СД-аусланд ориентировалась на легионеров, а абвер - на Антонеску. Видя это, генерал всячески вытеснял "железногвардейцев" и провоцировал их на мятеж, который мог бы развязать ему руки и дать свободу действий. Тем временем в октябре 1940 года рейхсфюрер СС Гиммлер распорядился создать в Бухаресте своего рода резидентуру под названием "Группа связи с Легионом". Следует заметить, что функционеры "Железной гвардии" отнюдь не являлись слепыми сторонниками немцев и даже противодействовали их попыткам захватить ключевые позиции в добыче нефти, торговом судоходстве и промышленности Румынии, неизменно требуя 51% национального капитала во всех совместных предприятиях. Это весьма раздражало поддерживавшего Антонеску Гитлера, хотя сами легионеры пребывали в наивной уверенности, что в предстоящем конфликте с военными Германия поддержит их или хотя бы останется нейтральной. В этом заблуждении пребывали, однако, не только "железногвардейцы", но и разведчики из СД-аусланд.


    Их коллеги из абвера к этому времени не желали даже общаться с Сима и его подчиненными. Кроме корпоративной военной солидарности, они руководствовались вполне конкретными задачами обеспечения бесперебойных поставок нефти и нефтепродуктов в рейх, имевших первостепенную важность для ведения войны. 10 октября 1939 года Верховное командование вермахта (ОКВ) издало приказ о создании специального органа по охране перевозок по Дунаю. Абвер пока не мог обеспечить их полноценное оперативное прикрытие, поскольку не располагал в Бухаресте соответствующей структурой, которую принялся срочно создавать. На этом этапе к проблеме подключился посол рейха в Румынии Манфред фон Киллингер, предложивший министру иностранных дел фон Риббентропу и начальнику абвера адмиралу Канарису осуществить для этой цели ряд мер. Прежде всего, на территории страны создавались 10 ударных отрядов из фольксдойче во главе с офицерами военной разведки. Абвер также должен был подобрать одно из бездействующих в Вене пассажирских судов "Дунайской пароходной компании" и использовать его для подготовки рулевых и лоцманов на различных участках Дуная. Не осталась без дела и Служба безопасности. СД поручалось сформировать шесть групп по 10 человек и держать их в готовности, чтобы в любой момент иметь возможность рассредоточить боевиков по речным буксирам. Все предложения были приняты и реализованы.


    Тревожились немцы далеко не напрасно. Еще до начала войны в Великобритании существовал план пресечения сообщения по Дунаю, введенный в действие в 1940 году. Согласно ему, на реке были выбраны три барьерных места, способные парализовать судоходство: теснина Гребен, дефиле Казан и ущелье Железные Ворота. В первом из них был заложен заряд, взорванный в неудачный момент. Британский агент не дождался прохождения через Гребен крупного каравана, соблазнился германским составом из буксира и четырех нефтеналивных барж и привел в действие детонатор. Взрыв уничтожил две баржи, однако на судоходство это не повлияло. В дефиле Казан большая глубина и незначительная ширина Дуная существенно увеличивают скорость течения реки. Англичане планировали заложить значительное количество взрывчатки под нависающий над руслом утес и взрывом обрушить его, чтобы еще более ускорить течение и сделать невозможным судоходство на этом участке. Приготовления к операции начались, но агенты абвера засекли массовый подвоз взрывчатых веществ, после чего 12 декабря 1939 года посольство Германии в Югославии, на территории которой находилось ущелье Казан, обратилось с протестом к Белграду, и диверсия была предотвращена. В румынских Железных Воротах британцы планировали затопить несколько барж с цементом и парализовать судоходство по реке. Другой план предусматривал обрушение в реку локомотива, буксировавшего речные суда. Ни один из них не был реализован, и основная заслуга в защите навигации по Дунаю безусловно принадлежала абверу.


    В декабре 1939 состоялись переговоры Канариса с начальником Секретной службы информации (ССИ) полковником Михаилом Морусовым, на которых обсуждался вопрос обеспечения защиты нефтепромыслов, нефтеперегонных заводов и путей транспортировки нефти. Оба разведчика согласились с необходимостью усиления подразделений специального назначения из состава диверсионного отдела Абт-II, и в Румынию были направлены дополнительные силы. Первая группа диверсантов из II батальона полка специального назначения "Бранденбург" во главе с обер-лейтенантом по документам чешских инженеров прибыла в Бухарест, а затем перебазировалась в Плоешти. Вскоре туда же прилетели и следующие боевики, после чего их численность достигла 12 человек. Очередное пополнение состоялось 30 августа 1940 года. Прибывающие маскировались под нефтяников, крестьян, спортсменов, участников молодежных делегаций и использовались в парных с офицерами ССИ патрулях на территории нефтепромыслов. Несколько гражданских лиц были арестованы как британские агенты, однако позднейшие исследования показали, что они стали жертвами обычной шпиономании. Зато вполне реальным было сопровождение бойцами "Бранденбурга" в униформе железнодорожников направлявшихся в рейх поездов с нефтью. Эшелоны состояли из 35 цистерн, 4 из которых имели площадки для охраны. На каждой остановке солдаты спрыгивали на землю, вели активное наблюдение и проверяли ходовую часть своей группы вагонов. Таких остановок до Вены было около 100, после пересечения границы рейха охрана покидала свои посты.


* * *

    Продолжение - в полной версии текста.





      Copyright © И.И. Ландер, 2006-2015. Условия копирования.